Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Введение

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Министерствосельского хозяйства Российской Федерации

Ульяновскаягосударственная сельскохозяйственнаяакадемия

Кафедра хирургии

Методическоепособие ксамостоятельной работе студентов потеме: «Конскаяупряжь – основные элементы, требования и особенности»

Ульяновск-2004

УДК 636.1

Методическоепособие к самостоятельной работестудентов по теме: «Конская упряжь –основные элементы, требования иособенности».

Авторы: БогдановВ.В., кандидат ветеринарных наук,

ЕрмолаевВ.А., доктор ветеринарных наук.

Учебно-методическоепособие. – Ульяновск, УГСХА, 2004.- с.26

В пособии приведеныосновные требования к упряжи, подробноописаны методические аспекты русской(дуговой) и бездуговой упряжи. Рассчитанодля студентов факультета ветеринарноймедицины.

Одобрено ирекомендовано к печати. Протокол № 3 от15.01.04 г.

Рецензент:

доцент кафедрыхирургии Н.С.Поликарпов

© Богданов В.В.,Ермолаев В.А., 2004.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

1. Основные сведенияо конской упряжи ……………………………………….4

1.1. Влияние сбруина животное ……………………………………..………4

1.2. Основныетребования, предъявляемые к упряжи………………………6

2. Сбруя рабочейлошади. Русская сбруя ……………………………………….6

2.1. Уздечка……………………………………………………………………6

2.2. Положение ипригонка хомута ………………………………………….7

2.3. Седелка………………………………………………………………….11

2.4. Шлея…………………………………………………………………….14

2.5. Чересседельники подбрюшник ……………………………………….15

2.6. Дуга………………………………………………………………………16

2.7. Вожжи……………………………………………………………………17

3. Запряжка в русскуюсбрую ………………………………………………….18

4. Дышловая(бездуговая) запряжка ……………………………………………21

5. Заключение……………………………………………………………………24

Литература……………………………………………………………………….25

Огромный путьчеловека от жителя пещер до обладателяпочти фантастической техники современноститесно связан с лошадью.

Немногим болееста лет назад лошадь, запряженная вповозку, являлась одним из основныхвидов транспорта. Еще дольше лошадьпродолжала играть доминирующую роль всельском хозяйстве.

Согласно различнымисточникам, лошадь после одомашниваниядолгое время была лишь мясным и молочнымживотным, затем человек в силу необходимостистал использовать все и вся для жизнии защиты себя от многочисленных иразнообразных врагов, приручив лошадь,сделался искусным всадником.

Максимальнаяработоспособность лошадей без ущербадля их здоровья зависит от целого рядаусловий:

массы, возраста иупитанности лошадей;

подготовки итренированности в работе;

правильнойподготовки и исправности сбруи;

режима рабочегодня;

состояния погоды,качества дороги и рельефа местности;

физиологическихфакторов, определяющих здоровье лошади.

Работу лошадиопределяют двумя показателями: величинойсилы тяги и пройденным расстоянием.

1.1. Влияние сбруи на животное

Конской сбруей иупряжью называют приспособления,надеваемые на лошадь для управления еюили для работы.

Сбруя в сильнойстепени влияет на работоспособностьлошади, поэтому правильному ее подборупо лошади и исправному содержаниюнеобходимо придавать большое значение.

Упряжь принимаетна себя тяговые усилия лошади и,соприкасаясь с телом, оказываетопределенное давление на отдельныеучастки (Рис.1). Неисправная или плохопригнанная упряжь производит неравномерноедавление и вызывает боль работающейлошади, связывает ее движения, затрудняетдыхание и кровообращение, что являетсяпричиной резкого снижения работоспособностии травматических повреждений лошади.

Чаще всего у лошадейповреждается спина, шея, холка и плечиот неисправности или неправильноподогнанных, не соответствующих поразмерам хомута и седелки.

Неправильнойзатяжкой можно вызвать «ожоги» плеч,наминки и нагнеты холки и другиеповреждения, в результате которых лошадьстановится на долгое время непригоднойк работе и требует лечения.

Рис.1. Места наиболеечастых повреждений от сбруи.

1.2. Основные требования, предъявляемые к упряжи

Упряжь должна быть: прочной, легкой, проста в изготовлениии ремонте; универсальной для различныхвидов хозяйственного использования.Упряжь не должна вызывать поврежденийили боли, связывать движения лошади,затруднять дыхание и кровообращение.

Упряжь лошадей,используемых для работы в повозках исельскохозяйственных орудиях,подразделяется на дуговую, бездуговуюи дышловую.

Дуговая или русскаясостоит из уздечки, хомута, шлеи, седелки,чересседельника, подбрюшника, дуги ивожжей.

Бездуговаяодноконная упряжь состоит из уздечки,хомута, седелки с подпругой, шлеи,чересседельника, подбрюшника, постромоки вожжей.

Дышловая (бездуговая)парная запряжка состоит из уздечки,хомута, вожжей, постромок, дышла,цепи-напильника.

2. Сбруя рабочей лошади. Русская сбруя

2.1.Узда (уздечка)рабочей лошади состоит из:

1) суголовногоремня; 2) двух щечных ремней; 3) налобника;4) подганашного ремня; 5) намордника(нахрапника); 6) удил; 7) поводьев.

Рис.2. Узда (уздечка).

Основной недостатокстандартных сельскохозяйственныхуздечек в том, что их устройство непозволяет в достаточной степени изменятьих размеры без нарушения правильногоположения на голове лошади.

Уздечки выпускаютчетырех размеров №1- 4. Размер уздечкиподбирают в зависимости от величиныголовы лошади (он определяется длинойремней).

Подгоняют уздечку, изменяядлину суголовного и щечного ремней, стаким расчетом, чтобы трензельное удилолежало на беззубом участке нижнейчелюсти (на два сантиметра ниже угларта, поверх языка), не стягивая угловрта и не касаясь окрайков.

Междуподбородным ремнем и ганашем должнысвободно проходить три пальца поставленнойна ребро лошади, а между намордным ремнеми носом – два пальца.

Удила подбираютв зависимости от темперамента лошади.Возбудимой лошади нужны более «мягкие»,т.е. толстые, удила, флегматичной –«жесткие», тонкие.

Длина удил должнасоответствовать ширине рта лошади.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1150201/

Сбруя для лошади (хомут, седло и другое): как седлать, надевать уздечку и правильно запрягать?

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Несмотря на долгие годы, проведенные человечеством рядом с лошадьми, за последнее столетие искусство верховой езды несколько позабылось.

Вместо скакунов из плоти и крови главенствующее место заняли машины, гораздо менее капризные, хрупкие, и при этом гораздо более простые в управлении.

Однако, несмотря на это, искусство верховой езды не забыто и разбираться в его нюансах до сих пор может быть весьма интересно.

Из чего состоит сбруя?

Если речь идет об одной лошади, сбруя ее может быть предназначена для одного из двух действий:

  • для того чтобы везти на спине всадника (или всадницу – в этом случае используется другое по конструкции седло);
  • для того чтобы везти сани или повозку.

При этом не все части, из которых состоит сбруя, выполняют специфическую роль – многие из них необходимы для обоих предназначений.

Общая классификация выглядит так:

  • Основные элементы упряжки. К ним относятся:
    • узда, состоящая из семи ремней: затылочного, двух нащечных, подбородочного, налобного, капсюля, фиксирующегося на храпе, и поводьев. В ее устройство также входит трензель – металлическая конструкция, которая фиксируется таким образом, чтобы при натяжении поводьев давить на беззубые края лошадиной челюсти.Может выступать в весьма разнообразных вариантах, но общий принцип действия всегда одинаков. Только в недоуздке отсутствует трензель, поскольку его назначение – не контроль, а привязь;
    • вальтрап или потник, то есть, покрывало под седло (или заменяющий его элемент упряжи в упряжке, так называемую седелку), предотвращающее натирание и впитывающее пот;
    • подпруга, то есть, широкий кожаный ремень, который нужен для того, чтобы удерживать седло или седелку в стабильном положении;
    • подхвостник, нужный для того же, для чего и подпруга.
  • Приспособления, необходимые для верховой езды. К ним относятся:

    • обычное седло, в котором всадник сидит при езде;
    • дамское седло, если на лошадь садится всадница.
  • Приспособления, необходимые для упряжки. К ним относятся:

    • хомут для лошади служит связью с упряжью, надевается на шею и фиксируется там – не слишком туго, но и не слишком свободно.
    • постромки, которые крепятся к хомуту и обеспечивают соединение лошади с телегой или санями.
    • седелка, заменяющая седло и охватывающая грудную клетку лошади – к ней тоже крепятся постромки, чтобы распределение тяжести было более равномерным.

Если лошадь идет в упряжке не одна, сбруя может включать специальную дугу, обеспечивающую равномерное распределение тяжести между всеми членами упряжки. К дуге крепятся оглобли, которые более прочны, чем постромки, и обычно изготавливаются из дерева.

Кроме того, в ход часто идут приспособления, использование которых необязательно, но может значительно облегчить жизнь и вознице, и лошади.

  • попона применяется для того, чтобы согреть лошадь в холод или помешать кровососущим насекомым кусать ее в летнюю жару (в зависимости от времени года изготавливается из самых разных материалов и может быть украшена в зависимости от вкусов хозяина);
  • ногавки и бинты фиксируют ноги лошади так, чтобы она имела меньший шанс споткнуться и потянуть сухожилие, кроме того, они помогают при прыжках;
  • шоры уменьшают обзор лошади и, фактически, позволяют ей смотреть исключительно вперед, что в случае нервного и впечатлительного коня поможет ему оставаться спокойным и не пугаться всего, происходящего вокруг;
  • чумбур применяется для того, чтобы привязывать лошадь за недоуздок.

ВАЖНО! Все элементы, из которых состоит сбруя, должны быть закреплены не слишком туго, чтобы не навредить лошади. Так, слишком тугая узда может поранить ей рот, а слишком тугое седло – помешать нормальному дыханию.

к оглавлению ↑

Использование дамского седла и обычного

Прежде, чем седлать лошадь, нужно также определиться, какое седло из всего того разнообразия, которое предлагает сбруя, стоит на нее надеть.

По сути, зависит это исключительно от предпочтений всадника, поскольку дамское седло за многие годы далеко ушло от первоначальной конструкции (обычное седло с маленькой подставкой под ноги) и стало гораздо более удобным и безопасным, чем в былые времена.

Основные отличия выглядят так:

  • в обычном седле всадник сидит лицом вперед, женское же предлагает тоже смотреть вперед, но по-другому ставить ноги;
  • в обычном седле всадник сидит, обхватив ногами спину коня; в женское садится, вытянув правую ногу вдоль спины лошади и согнув ее в колене, а левой легко опираясь о единственное стремя;
  • в обычном седле в случае форс-мажора самая распространенная травма – перелом ног, в дамском у всадницы есть возможность спрыгнуть с седла (стремя оборудовано механизмом, раскрывающимся под сильным нажимом как раз на такой случай).

В целом, два основных отличия этих элементов, которые включает сбруя – посадка и уровень безопасности. Садясь в дамское седло, нужно помнить несколько простых правил:

  • левая нога не должна полностью опираться на стремя – она должна слегка касаться его, на нем отдыхая, при этом колено этой ноги должно быть прижато к конскому боку;
  • правая нога должна быть расположена свободно, так, чтобы не испытывать дискомфорта;
  • плечи должны быть развернуты, осанка прямая, подбородок смотрит вперед, кисти рук расставлены, а локти – прижаты к бокам.

ВАЖНО! Несмотря на стойкие ассоциации, дамское седло отнюдь не является атрибутом исключительно хрупких барышень в пышных платьях. В нем можно и быстро скакать, и брать барьеры – при должной сноровке, конечно.

к оглавлению ↑

Как правильно взнуздать лошадь?

Когда вопрос с седлом решен и уже понятно, какое стоит брать, можно переходить к тому, чтобы надеть на лошадь все, что предполагает сбруя. Сначала стоит взнуздать ее – это обеспечит достаточный контроль животного и поможет установить начальный контакт. Для этого следуйте такой инструкции

  • необходимо взять уздечку и войти в денник, предварительно окликнув лошадь, чтобы она знала о появлении человека и не беспокоилась;
  • следует погладить лошадь, успокаивая ее, и снять с нее недоуздок, который обычно надевают на отдыхающих коней;
  • далее нужно расстегнуть подбородочный ремень на уздечке – это откроет ее для надевания;
  • взять уздечку в левую руку, так, чтобы затылочный ремень был ближе к локтю, встать у левого плеча лошади и решительно взять ее за переносье свободной рукой.ВАЖНО! Этот фокус стоит проделывать только с уже готовыми к нему конями – то есть, только с теми, которые уже прошли выучку, знают, что такое сбруя, и для которых этот жест знаком;
  • левой рукой перекинуть повод на лошадиную шею;
  • натянуть уздечку так, чтобы нащечные ремни легли на морду лошади ближе к носу, второй рукой при этом протянуть ей удила – так, как если бы это было лакомство (если конь удила не берет, можно надавить пальцами на беззубые края его рта, заставляя его открыть).ВАЖНО! Нельзя пытаться надевать удила пальцами – так можно повредить или свои пальцы, или язык коня;
  • когда удила ровно лягут, натянуть уздечку так, чтобы затылочный ремень лег на затылок лошади, расправить нащечные ремни так, чтобы рот лошади не собирался в складки;
  • подогнать подбородочный ремень так, чтобы он не был слишком тугим, но не был и слишком свободным (если между ним и шеей проходит кулак – все оптимально);
  • расправить затылочный ремень, вытащить челку из-под налобного ремня.

Когда все процедуры закончены и все выполнено правильно (сбруя хорошо сидит, нигде ничего не морщится, все проверено и аккуратно затянуто), – можно отправляться за седлом.

к оглавлению ↑

Седлание лошади

Возникает последний вопрос, как правильно седлать лошадь? Чтобы и коню, и всаднику было комфортно во время поездки, нужно тщательно проследить за тем, чтобы с седлом все было сделано правильно – ошибки могут причинить боль и даже привести к болезни.

  • лошадь нужно как следует вычистить, так, чтобы на шкуре не осталось грязи – попав под потник она может начать сильно натирать и привести к аллергии, сыпи, ссадинам;
  • потник нужно отряхнуть, разгладить, и, подойдя к лошади с левой стороны, аккуратно уложить его ей на спину, предварительно пригладив на ней шерсть;
  • взять седло на левую руку, подойти с ним лошади и аккуратно устроить его так, чтобы оно передней лукой лежало на холке;
  • расправить потник, подтянуть его так, чтобы он выглядывал из-под передней луки, и осторожно сдвинуть седло лошади на поясницу – так, чтобы оно не скользило. После сдвига седло больше не должно касаться холки, иначе оно будет натирать;
  • застегнуть подпруги так, чтобы задняя лежала поверх передней – для начала не слишком туго, чтобы лошади не было дискомфортно и непривычно – из денника до места тренировок она может дойти и так;
  • подогнать стремена – длина путлища (ремня, на котором крепится стремя) должна быть равна длине руки всадника от плеча до кончиков пальцев;
  • чтобы стремя ни за что не зацепилось, на время перемещения лошади из конюшни к месту тренировок нужно снова его закрепить.

ВАЖНО! Когда придется пора затягивать подпруги окончательно, нужно делать это аккуратно – между ними и грудной клеткой лошади должны проходить два пальца.

Как и любая часть, которую включает в себя сбруя, при неправильном использовании седло может причинить вред. Таким образом, мы разобрали, из чего состоит конская упряжка, чем отличается женское седло от обычного, а также как запрягать лошадь.

Загрузка…

Источник: http://agronomam.com/konevodstvo/kak-sedlat-i-zapryagat-loshad.html

Читать онлайн Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Огромный путь человека от жителя пещер до обладателя почти фантастической техники современности тесно связан с лошадью.

Немногим более ста лет назад лошадь, запряженная в повозку, являлась одним из основных видов транспорта. Еще дольше лошадь продолжала играть доминирующую роль в сельском хозяйстве.

Согласно различным источникам, лошадь после одомашнивания долгое время была лишь мясным и молочным животным, затем человек в силу необходимости стал использовать все и вся для жизни и защиты себя от многочисленных и разнообразных врагов, приручив лошадь, сделался искусным всадником.

Максимальная работоспособность лошадей без ущерба для их здоровья зависит от целого ряда условий: массы, возраста и упитанности лошадей; подготовки и тренированности в работе; правильной подготовки и исправности сбруи; режима рабочего дня; состояния погоды, качества дороги и рельефа местности; физиологических факторов, определяющих здоровье лошади.

Работу лошади определяют двумя показателями: величиной силы тяги и пройденным расстоянием.

2.1. Узда (уздечка) рабочей лошади

Узда (уздечка) рабочей лошади состоит из:

1) суголовного ремня; 2) двух щечных ремней; 3) налобника; 4) подганашного ремня; 5) намордника (нахрапника); 6) удил; 7) поводьев.

Рис.2. Узда (уздечка).

Основной недостаток стандартных сельскохозяйственных уздечек в том, что их устройство не позволяет в достаточной степени изменять их размеры без нарушения правильного положения на голове лошади.

Уздечки выпускают четырех размеров №1-4. Размер уздечки подбирают в зависимости от величины головы лошади (он определяется длиной ремней).

Подгоняют уздечку, изменяя длину суголовного и щечного ремней, с таким расчетом, чтобы трензельное удило лежало на беззубом участке нижней челюсти (на два сантиметра ниже угла рта, поверх языка), не стягивая углов рта и не касаясь окрайков.

Между подбородным ремнем и ганашем должны свободно проходить три пальца поставленной на ребро лошади, а между намордным ремнем и носом — два пальца.

Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Возбудимой лошади нужны более «мягкие», т.е. толстые, удила, флегматичной — «жесткие», тонкие.

Длина удил должна соответствовать ширине рта лошади.

Хомут — главная и наиболее ответственная часть сбруи. К нему прилагается основная часть силы тяги, которая передается затем к повозке.

Рис.3. Хомут

1) покрышка; 2) хомутная подкладка; 3) гужи; 4) хомутина; 5) клещи; 6) супонь.

Стандартный хомут (рис.3.) состоит из пары клещей (5), хомутины (4), хомутной подкладки (2), покрышки (1), спокойного ремня, супони (6), пары гужей или гужевых мочек (3) и горта.

Правильно по лошади подобранный хомут занимает следующее положение: вверху он опирается на гребень шеи у начала холки; по бокам он лежит на мускулатуре, расположенной впереди ости лопатки; в нижней части лопатки над плечелопаточным сочленением; в нижней части шеи он проходит над соколком у основания шеи (рис.4.).

Положение хомута по вертикали параллельно положению лопатки лошади. У лошади с косой лопаткой и хомут занимает более косое положение; наоборот, при более отвесной лопатке он занимает также отвесное положение.

Величина и форма хомута любого назначения должна в точности отвечать форме и величине шеи и всей соприкасающейся поверхности лошади.

Рис.4. Точки опоры хомута на скелете лошади.

Длина хомута определяется длиной поверхности от верхней его опоры на гребне шеи у начала холки, до нижней, над плечелопаточным сочленением.

При правильной ширине он может быть короткий или длинный.

Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, не доходя до места своего нормального положения; наоборот, длинный хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку.

Такой хомут неизбежно набьет холку и плечи лошади. Точно так же и широкий хомут не будет лежать на определенном для него месте, а будет заходить далеко назад к остям лопатки и производить побои их мускулатур.

Поверхность хомута, обращенная к телу лошади вверху и на 2/3 по бокам, выстилается войлоком; в остальной части он опирается на соприкасающиеся места лошади хомутиной.

Клещи — основа хомута, делают из дерева (береза), определяют его форму и размеры и обеспечивают необходимую прочность. На границе нижней и средней трети клещей, в их утолщенной части, называемой пучком, сделаны два отверстия для крепления гужей или гужевых мочек.

Хомутина (рис.5) состоит из плотно конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она проходит на всем протяжении клещей хомута и прикрепляется к последним. Нижняя часть хомутины, проходящая под шеей лошади, должна быть сантиметра на два выше клещей, иначе они будут натирать шею.

Рис.5. Хомутина

Гужи служат для скрепления хомута с оглоблями при помощи дуги, за них же пристегивают ободовый ремень. Гужи (рис.6) выкраивают из свиной или коровьей кожи; по прочности они рассчитываются согласно назначению хомута. Для лошади с нормальным положением лопатки гужи располагаются примерно на 2/3 от верха хомута.

Рис.6. Гужи.

Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.

Надевают хомут через голову лошади, перевернув его покрышкой вниз, а затем по гриве снова переворачивают в нормальное положение и расправляют шлею. Клещи хомута стягиваются супонью из сыромятного ремня.

Верхняя поверхность хомута покрывается свиной или телячьей кожей, которая предохраняет его от сырости в дождливую погоду. Внизу на одной из клещей укрепляется супонь, которая служит для стягивания клещей при запрягании и должна быть достаточно прочной, в соответствии с упругостью дуги.

Вес хомута определяется его назначением. Вес легких разъездных хомутов считается равным 3 кг, а тяжелых от 5 до 6 кг. Вес легких рабочих хомутов не должен превышать 6 кг, а тяжелых от 8 до 9 кг. Иногда хомуты крупных рабочих лошадей достигают веса от 13 до 18 кг.

Источник: https://dom-knig.com/book/r/350206/1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.